Важную роль имеют пальчиковые игры и сказки. Они развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества.
На музыкальных занятиях мы часто наблюдаем, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. С данными трудностями помогут справиться упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, (укрепляют мышцы лица, губ, языка, способствуют их подвижности; растягивают подъязычную связку-уздечку), т.е. подготавливают к правильному произнесению звуков, слогов, целых слов.