«Птицы – наши друзья»
Развлечение для старших групп
в рамках экологического проекта
«Птицы весны»
Под русскую народную песню «Ходит матушка-весна» обр. Е.Комальковой («Муз.рук.» 1/2005, стр.24) дети входят в зал, заводят хоровод.
Двое из детей встают в центре зала, соединяют руки - делают «воротца». Дети «цепочкой» идут по кругу, поют:
Ходит матушка-весна по полям, лесам одна.
Первый март пришел, всех людей провел. – дети проходят вокруг тех, кто изображает «воротца».
А за ним апрель - отворил окно и дверь.
А уж как пришел май – сколько хочешь гуляй.- дети за ведущей входят в воротца и расходятся один направо, другой налево.
Ходит матушка-весна по полям, лесам одна. – дети встречаются за воротцами и выстраиваются парами за ними, держась за руки.
Первый раз прощается, другой запрещается,
А на третий раз разведу я вас. – ведущая проходит между детьми от последней пары к воротцам, и дети постепенно отпускают руки. Две шеренги расходятся в разные стороны и встают полукругом.
В зал заходит Авдотья.
АВДОТЬЯ: (с поклоном) Доброго здоровьица всем!
ВЕД: И тебе здоровья, Авдотьюшка. Рады встрече.
АВДОТЬЯ: Слышу, песни распеваете, хороводы водите, весну привечаете. И
правильно. Сегодня денек хороший, солнечный, птицы домой
возвращаются. В народе так говорили об этом дне: когда вода
разольется, когда лес зазеленится, когда птицы прилетают, тогда и
весна приходит. А вы каких птиц ждете-поджидаете? Как их
зазываете?
РЕБ: Всех перелетных птиц черней, чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовется птица грач.
РЕБ: Самой ранней весной запоет певец лесной.
Это зяблик распевает про любимый край родной!
Зяблик первый узнает, что весна-красна идет.
РЕБ: Ой вы гуси, гусяточки, прилетите к нам.
Принесите нам лето теплое, унесите от нас зиму холодную.
РЕБ: Жаворонушки, пташки малые,
Пташки малые, голосистые, летят по воле, несут весну в подоле.
РЕБ: Скворушка, прилетай, себе домик выбирай
На дереве высоком, с крылечком широким,
Ты позвонче свисти да почаще щебечи.
ВЕД: Перелетных птиц встречаем, про них песни распеваем.
Песня «Скворушка» муз. Ю.Слонова, сл. Л.Некрасовой
(«Ладушки» стр.260, №90 ст.гр.)
ВЕД: Четыре скворца к нам прилетели, скворечники быстро построить велели!
(Дети образуют три круга. 4 ребенка надевают шапочки скворцов)
Игра «Займи домик» муз. М.Магиденко
(сб. «Музыка и движение»,стр.111)
АВДОТЬЯ: А теперь, ребятки, отгадайте-ка мою загадку:
Носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружит двадцать пар и кричат они: кар-кар. (Вороны)
ВЕД: Шум весенний затеваем, в игры весело играем.
И пошли тут чудеса: зашумели леса,
На весеннем дубу даже ворон заиграл во трубу.
Русская народная игра «Ворон»
После игры дети садятся на стульчики.
АВДОТЬЯ: Ой, ребятки, не все птицы до весны доживают, многие зимой
погибают. И не так страшны им морозы, как голод лютый. А вы птиц
зимой подкармливали?
ВЕД: А как же, обязательно. Мы, Авдотьюшка, даже спеть можем про то, как
птиц зимой кормили.
Песня «Мои птицы» муз. и сл. Е.Шаламоновой
(«Музыкальный руководитель» 5/2006, стр.52)
АВДОТЬЯ: Молодцы! Тогда еще готовьте зернышки и крошки, летит
сюда голодный воробей.
Инсценировка «Угощаем птиц»
Выбегает реб. в шапочке воробья.
ВОРОБЕЙ: Я – маленький воробей, я гибну, дети, спасите…
Я летом всегда подавал сигнал, чтоб сторож ворон с огорода прогнал.
Пожалуйста, помогите!
ДЕТИ: (протягивают ладошки) Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда. Благодарим за работу!
Воробей бежит мимо детей, подставив ладони, дети «сыпят» в них зернышки и крошки.
Выбегает девочка в шапочке иволги.
ИВОЛГА: Я – иволга. Иволга я. Я гибну, дети, спасите…
Ведь это я в прошлом году – чуть сумерки – пела в ближнем саду.
Пожалуйста, помогите!
ДЕТИ: Сюда, певунья, сюда! Вот и тебе еда.
Благодарим за работу!
Дети также угощают иволгу.
Выбегает ребенок в шапочке дятла.
ДЯТЕЛ: Я – дятел, пестрый такой. Я гибну, дети, спасите…
Все лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил.
Пожалуйста, помогите!
ДЕТИ: Сюда, наш дятел, сюда! Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу! (угощают дятла)
АВДОТЬЯ: Ну вот и хорошо, всех подкормили, не дали погибнуть птахам малым.
А на запах зерна да хлебных крошек еще сюда разные птицы
слетаются: и воробей, и соловей, и коростель, и свиристель,
вижу – зяблик, вижу – стриж, а за ними следом – чиж.
Будем в круг скорей вставать, будем с птицами играть.
- намеченные дети надевают соответствующие шапочки птиц: соловей, воробей, сова, коростель, свиристель, скворец, зяблик, стриж, чиж, орлан. Все образуют круг, поют песню.)
Игра «Десять птичек» сл. И.Токмаковой
(«Музыкальная палитра» 2/2012, стр.7)
Прилетели птички, птички-невелички:
Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка – сонная головушка.
Эта птичка – коростель, эта птичка – свиристель.
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж, это развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан: «Птички, птички, по домам!»
Названные птички по очереди забегают в круг. С окончанием песни Орлан ловит птиц, которые могут вылетать из круга и залетать обратно.
Раздается свист, звучит «Кикимора» Лядова, появляется Кикимора. Дети убегают на места.
КИКИ: Чего устроили тут? Шум да гам несусветный!
ВЕД: Ты кто такая?
КИКИ: Ты что, меня, подружку Лешего не узнаешь? Безобразие, расшумелись
тут, разбегались, выспаться не даете!
АВДОТЬЯ: Да сколько же, Кики, можно спать? Весна ведь уже. Сорока начинает
вить гнездо, сорок палочек в него натаскивает. Птиц вот встречаем
которые возвращаются в родную сторонку.
Слышится курлыканье журавлей.
КИКИ: (приставив руку ко лбу, смотрит в «небо») Ух ты, и то правда, летят.
Ужо пора просыпаться, значит. День с ночью равняются, сорок птах
небесных из дали возвращаются. Ух ты, ух ты!
(подходит к детям, выбирает считалкой водящего)
Раз, два, три, четыре, пять – начинаю я считать,
Досчитала до пяти, ну-ка, жаворонок, лети.
Игра «Жаворонок»
(В руке у «жаворонка» колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем. Все говорят:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет, будет весел целый год.
Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». В конце игры колокольчик прячется в любом месте.)
(Кикимора начинает новую игру.)
КИКИ: Новую игру начинайте, летает - не летает, отвечайте.
Да не языком говорите, а «крыльями» машите.
Утки летят! Гуси летят! Журавли летят! Собаки летят! (и т.д.)
Ой, заигралась я тут с вами, совсем про дела забыла. Все, прощайте,
убегаю. (убегает из зала под музыку)
АВДОТЬЯ: Да и мне пора дела делать, весной дел много и по дому, и во дворе.
До свидания! (уходит)
ВЕД: А нам тоже пора на прогулку собираться, за птицами понаблюдать и
послушать их пение.
|