«ШКОЛА ДЛЯ ПТЕНЦОВ»
Тематическое занятие для средних групп
в рамках экологического проекта
«Птицы весны»
Задачи:
- интеграция разнообразных знаний детей; их эмоционального потенциала, способности к невербальному общению; перевод бытовых впечатлений в эстетические;
- обогащение кругозора детей;
- развитие слухового внимания и воображения;
- развитие умения петь в унисон;
- участие детей в ролевой игре «Школа».
Стулья расставлены по всему залу в шахматном порядке – это «веточки для птичек» в птичьей школе. На видном месте закреплена большая стрелка с надписью «Школа для птенцов».
Дети входят в зал под фонограмму птичьего пения в шапочках птиц и останавливаются полукругом.
ВЕД: Мои милые птички, мы пришли в школу для птенцов. А это (показывает на стулья) веточки, на которых вы будете размещаться.
На старой липе во дворе большое оживление.
Повесил кто-то на заре такое объявление:
«Открыта школа для птенцов! Занятия с пяти часов.
Здесь можно даже летом учиться всем предметам!»
И ровно в пять часов утра слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата, чижи, стрижи, щеглята,
Воронята, синицы и скворцы.
Щебечут и смеются, пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся… Что сделаешь – птенцы!
Под музыку дети «разлетаются» между стульями, с окончанием музыки рассаживаются каждый на своей «веточке».
ВЕД: Ну что, давайте друг с другом познакомимся.
Первый урок у нас по расписанию – «Птицеописание».
Мы всем расскажем, как живем, что мы едим, о чем поем.
Послушаем синичку.
1СИНИЧКА: Я – проворная синица, мне на месте не сидится,
Я мороза не боюсь. Вместе с солнышком проснусь,
Загляну в твое окошко. Дай мне семечек немножко.
2СИНИЧКА: Твоя помощь мне нужна, мне бы сала и зерна.
За добро благодарю: тебе песенку дарю.
ВЕД: Теперь послушаем ребят – желторотых воробьят.
1ВОРОБЕЙ: Я- воробушек обычный, к русской зимушке привычный.
Хоть свирепы холода, мне метели не беда,
Если ты кладешь в кормушку хлеба вкусного краюшку.
2ВОРОБЕЙ: О чем поют воробушки в последний день зимы?
Мы выжили! Мы дожили! Мы живы! Живы мы!
Птицам крошек не жалей, станет другом воробей.
ВЕД: Давайте споем песню про наших друзей – воробьев.
Песня «Воробей» муз.В. Герчик, сл. Чельцова
ВЕД: Прилетели в нашу школу грачи, дадим им слово.
1ГРАЧ: Я – большой и важный грач, для садов, деревьев – врач.
Собираю червяков и вредителей-жуков.
Обхожу весь огород, но как осень подойдет,
В теплый край я улечу, в зиму холодно грачу.
2ГРАЧ: А из Африки весной тороплюсь к себе домой.
Там за трактором хожу, завтрак деткам нахожу.
ВЕД: Дятел-красавец, расскажи ты о себе.
ДЯТЕЛ: Работаю я, а не песни пою. Стучу по деревьям, жуков достаю.
О деле привык волноваться, а мог бы сидеть-красоваться.
ВЕД: Прилетел в нашу школу аист.
АИСТ: Свил гнездо на крыше аист, люди птицам улыбались.
Если аист свил гнездо – значит, дому повезло.
ВЕД: Из теплых стран прилетел к нам скворец.
СКВОРЕЦ: Ранней весной я лечу прямо в сад.
Как я скворечнику-домику рад!
Самый смешной перелетный певец,
Я черный веселый полезный скворец.
ВЕД: У каждой птицы свой голосок, свой говорок, поэтому и песенки они поют
по-разному. Давайте послушаем – как?
Инсценирование песни «Пение птиц» польская народная песня
(«Музыкальная палитра» №2/2012, стр.8)
ВЕД: На ножки птички все привстали, - дети встают около стульчиков
Клювы выше все подняли. – выпрямляют спинку
Крылышки мы разомнем,
Физминутку проведем.
Предлагаю я игру «Кто птица, а кто не птица».
(Когда дети услышат «не птичье» слово, должны хлопнуть в ладоши, крикнуть «Нет!» и сесть на стул. На «птичьи» слова все машут «крыльями».)
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки.
ВЕД: (звенит в колокольчик) Колокольчик звенит, лететь в столовую велит.
Стульчик свой возьмите и в сторонку отнесите.
(Дети ставят стулья в ряд у боковой стены зала)
ВЕД: (звенит в колокольчик) Вот опять звонок раздался, вы попрыгайте пока.
Ну, а кто проголодался, тот заморит червячка.
Под музыку «Птички летают» дети «летают» по залу на 1 часть, приседают и «клюют зернышки» на 2 часть. В конце все «улетают» на стульчики.
Ведущая кладет в центре зала два бутафорских зернышка.
ВЕД: Всё поели-поклевали? А два зерна не увидали.
Скорей, воробей, сюда! Вот тебе, друг, еда!
Инсценирование песни «Аппетитней, веселей»
муз. И.Габели, сл. Н.Красильникова
(«Музыкальная палитра» 2/2012, стр.9)
ВЕД: Продолжаем заниматься! (звенит в колокольчик)
Пора уроку музыки начаться.
Будем петь и сольно, и дуэтом, трио и квартетом.
На инсценирование стихотворения к центр.кулисе выходят 4 воробья. Под музыку летит первый воробей в центр зала.
Стихотворение «Встретил утро воробей» Р.Алдонина
Встретил утро воробей звонкой песенкой веселой.
Пел один он, значит… (соло)
(Воробей чирикает один)
Вместе с ним запел сосед, и составился… (дуэт)
(Подлетает второй воробей, чирикают вдвоем)
Подлетела к нам игриво воробьиха – вот и … (трио)
(Подлетает девочка-воробьиха, чирикают втроем)
А потом возник… (квартет) – подоспел еще сосед.
(Подлетает четвертый воробей)
Пели целых полчаса на четыре голоса.
(Чирикают вчетвером)
До квинтета не дошло- мяу-мяу подошло.
(Неожиданно выбегает кот, воробьи улетают)
ВЕД: Отлично! В заключение сегодня будет пение.
В начале нашей спевки проводится распевка.
Молоточки пригодятся, ложки тоже нам сгодятся.
(дети берут под стульчиками муз. молоточки и деревянные ложки)
Встаньте ровно, будем петь, должен дятел прилететь!
(Вылетает ребенок в шапочке дятла с муз. молоточком, встает перед детьми в центре зала)
Песня «Дятел» муз. Н.Леви, сл. А.Фаткина
(«Музыкальная палитра» 2/2012, стр.12)
ВЕД: Дятел новость сообщает, всех в лесу оповещает,
Что весна уже идет, всем привет свой теплый шлет.
Будем дятлу помогать телеграммы разослать.
Ритмическая импровизация «Весенняя телеграмма»
Дятел сел на толстый сук – тук да тук, тук да тук.
Всем друзьям своим на юг – тук да тук, тук да тук.
Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук, туки-тки-тук,
Что весна уже идет- туки-туки-тук, туки-туки-тук.
Что растаял снег вокруг – туки-тук, туки-тук,
Что подснежники цветут – туки-тук, туки-тук.
Дятел зиму зимовал – тук да тук, тук да тук,
В жарких странах не бывал – тук да тук, тук да тук.
И понятно, почему скучно дятлу одному.
Из-за кулис выбегает девочка-кукушка с дирижерской палочкой.
ВЕД: Куда летишь, кукушечка? Куда летишь, залетная?
КУКУШКА: Лечу, лечу я в ваш лесок, чтоб вам подать свой голосок: ку-ку!
ВЕД: Ты, кукушка – дирижер. Ну а мы – твой стройный хор.
Кукушка дирижирует, дети поют песню «Кукушка»
(«Музыкальная палитра» 3/2009, стр.11)
ВЕД: Вы настоящие певцы, мои милые птенцы!
(достает веточку, на которой развешаны пятерки на картонных кружочках)
А вот на этой ветке проставлены отметки.
У всех пятерки. Молодцы! Летите по домам, птенцы!
В конце занятия можно предложить всем «заморить червячка»: угостить детей «червячками» из жевательного мармелада.
|