Занятие 3
Дети парами забегают в зал под музыку, образуют круг. Повторяют попевку приветствия, передавая мелодию: «Здравствуйте, ребята! Добрый день!»
- Ребята, сегодня нам осталось разобрать и освоить движения 3 части «Танца в парах» и попробовать исполнить весь танец. Дети осваивают движения, учатся согласовывать их с музыкой. Затем исполняют весь танец, запоминая композицию движений.
- А сейчас мы пофантазируем. Представьте, что вы попали на необычную, фантастическую планету, населенную роботами и звездами. Мальчики будут роботами, а девочки – звездами. И роботы, и звезды передвигаются только под свою музыку. Дети выполняют музыкально-ритмическое упражнение «Роботы и звездочки» под музыку «Контрасты», развивая воображение, фантазию, двигательный опыт. Учатся быстро реагировать на смену контрастных музыкальных фраз. После упражнения проходят на стульчики.
- Играем в игру «Угадай мелодию». Что звучит? Дети слушают и отгадывают фрагменты пьес «Марш льва» и «Слоны» Сен-Санса. Отгадайте следующих гостей карнавала.
Легко, грациозно и быстро по скалам, как ветер, несутся,
А после спокойно и тихо в долине зеленой пасутся.
Тонконоги и красивы, осторожны, боязливы,
Шерсть короткая, рогаты. Как же их зовут, ребята? (Антилопы)
(Показ иллюстрации)
- Правильно, на карнавал примчались легконогие и грациозные антилопы. Очень изобретательно Сен-Санс передает в музыке их стремительный бег. Давайте слушать. (Дети слушают пьесу «Антилопы» в записи и высказываются о ней: очень быстрая, стремительная, летящая)
- Мы не слышим ни мелодии, ни аккомпанемента. Да и какая музыка может поспеть за этими животными? Только одни неистовые гаммообразные пассажи фортепиано. Они, словно порывы ветра, то взмывают вверх, то стремглав бросаются вниз, чтобы в следующий момент опять рвануться ввысь. Скачка антилоп по скалам не прекращается ни на миг, и в ней чувствуется невероятная легкость и скорость. Давайте будем еще раз внимательно слушать пьесу и попробуем движением руки показать восходящие и нисходящие пассажи. (повторное слушание пьесы) А теперь будем смотреть видеоролик про антилоп. (Просмотр и обсуждение видеоролика: антилопа травоядное животное, пасется в долине, опасается хищников.)
- Не забудьте добавить экспонаты для выставки и нарисовать или сделать аппликацию антилопы.
Далее дети выполняют голосовое упражнение «Песенка бегемота» по системе В.Емельянова, которое способствует правильному формированию гласных звуков при пении.
- Ребята, давайте немного поиграем со своим голосом и изобразим пение бегемота. Представьте, как раскрывает рот бегемот: он выдвигает нижнюю челюсть вперед и слегка запрокидывает голову назад, без напряжения, при этом видны четыре верхних и четыре нижних зуба. Звук «А» произносится в грудном, низком регистре.
Раздается из болота: «Аааааааа!»
Грозный голос Бегемота: «Аааааа!»
Он болото стережет, «Аааааааа!»
Низким голосом поет: «Аааааааа!»
- Сегодня песню «Лучше папы друга нет» споем так: 1 куплет поют девочки, 2 – мальчики, 3 – все вместе. Следите за дикцией, интонированием, не забываем между фразами брать дыхание. (Дети поют песню под фонограмму, анализируем
исполнение и повторяем все вместе)
- Сегодня предлагаю вам послушать новую песню «Любимый папа». (дети слушают песню, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы по ее содержанию и характеру. Затем слушают повторно.)
- Как обычно, в конце занятия приглашаю вас играть. Вставайте в круг на игру «Гори ясно». (игра повторяется 3-4 раза с разными водящими. Дети закрепляют умение слушать разнохарактерные части музыки и соответственно менять движения, петь попевку).
После игры под марш дети выходят из зала.
Занятие 4
Под музыку «Цирковые лошадки» муз. М. Красева дети забегают в зал с высоким подъемом колена, передавая образ в движении. Совершенствуют слуховое восприятие, делая остановки в движении соответственно музыке.
- Когда лошадка скачет, то слышно, как цокают ее копытца. Поиграем и поучимся щелкать язычком. (Голосовое упражнение «Песенка Пони» по системе В.Емельянова относится к разряду артикуляционной гимнастики. Задача – научить детей щелкать язычком, при этом щелканье должно быть различным и равномерным)
Мой пони веселый бежит по дорожке – цок, цок, цок, цок.
И резво бегут его быстрые ножки– цок, цок, цок, цок
Мы смело на пони поедем верхом– цок, цок, цок, цок
Игрушечный город объедем верхом– цок, цок, цок, цок
Ритмично и мерно копытца стучат– цок, цок, цок, цок
И песенкой ритма ребят веселят– цок, цок, цок, цок
И песенка та раздается кругом– цок, цок, цок, цок
А мы все пощелкаем ей язычком – цок, цок, цок, цок.
- Предлагаю мальчикам пригласить девочек на «Танец в парах». Наша задача сегодня – закрепить общую композицию танца, последовательность движений и согласовывать их с музыкой. (дети исполняют танец, совершенствуя движения. Затем проходят на стульчики)
- Ребята, какую пьесу из сюиты «Карнавал животных» мы слушали на прошлом занятии? (ответ детей) Давайте еще раз послушаем и вспомним пьесу «Антилопы». (дети слушают и закрепляют средства выразительности музыки: быстрый темп, смена регистров –восходящее и нисходящее движение, громкость звучания) Продолжаем знакомиться со следующим персонажем.
О ком загадка эта? Коричневого цвета,
На двух ногах не тужит, ей хвост опорой служит.
Скачками побежит от льва. Еда – листочки и трава.
На животе в кармане прижались дети к маме.
В теплой сумке детвору носит только… (кенгуру)
(показ иллюстрации в альбоме)
- Вы помните, что кенгуру не умеет ходить и бегать, а может только прыгать, отталкиваясь от земли крепкими и длинными задними ногами. Давайте послушаем музыку и постараемся в ней услышать характер передвижения этого животного. (дети слушают пьесу «Кенгуру») Что можете сказать о музыке? (ответы детей – прыгающая, отрывистая, с остановками) Правильно, музыка действительно «прыгающая». Отрывистые легкие аккорды фортепиано как будто отскакивают от клавиш. Этот прием извлечения звука называется «стаккато». Каждая фраза ускоряется вначале и завершается осторожным замедлением, как будто кенгуру то и дело останавливается и робко озирается по сторонам. Кого в природе боится кенгуру? (ответ детей – хищников: львов, тигров) Верно. Оглядевшись, кенгуру вновь продолжает свои прыжки. Давайте послушаем пьесу еще раз и рукой продублируем движение музыки. (повторное слушание) А сейчас повернитесь к экрану, посмотрим мультипликационный ролик с музыкой. (просмотр видео)
- На прошлом занятии вы слушали песню «Любимый папа». Давайте ее послушаем и вспомним. (слушание песни в записи) В этой песне непростой ритмический рисунок при довольно простой и легкой мелодии. Я буду петь по фразам, которые вы будете за мной повторять. Таким образом, запомнится текст, мелодия и ее ритмический рисунок. (разучивание песни)
- Песню «Лучше папы друга нет» предлагаю спеть стоя под фонограмму. (исполнение песни)
- Сегодня мы познакомимся и поиграем в игру «Звероловы и звери» Е.Тиличеевой. (дети знакомятся с правилами игры и с музыкой. Учатся воспринимать и различать фрагменты музыки и передавать образы разных животных).
Занятие 5
Дети под марш заходят в зал. На громкую часть музыки идут маршевым шагом, хлопая в ладоши. На тихую часть идут на носочках, убрав руки на пояс. (Совершенствовать умение различать контрастные по динамике части музыки)
- Представьте, что мы пришли на болото, где живут лягушки, за которыми охотятся аисты. Лягушками будут девочки, аистами – мальчики. На 1 часть музыки лягушки прыгают с кочки на кочку, с кувшинки на кувшинку. Но как зазвучит музыка аистов – лягушки прячутся. Аисты выходят на охоту. (Дети выполняют музыкально-ритмичекое упражнеие «Лягушки и аисты» муз. В.Витлина. Совершенствуют восприятие и умение передавать образ, развивают фантазию и двигательные навыки)
- Повторим «Танец в парах», закрепим движения и будем выполнять их более точно, красиво, в темпе музыки. (дети повторяют танец)
Затем проходят на стульчики.
- Продолжаем знакомиться с персонажами «Карнавала животных» Камиля Сен-Санса. Послушайте загадку:
Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге, голова торчит, да ноги. (черепаха)
Может жить она везде – и на суше и в воде.
В панцире со всех сторон, не раздавит даже слон. (показ иллюстрации в альбоме)
- В музыке очень сложно изобразить образ такого существа, как черепаха. Но композитору удается очень ярко показать образ животного, его неторопливое движение, которое передает рояль. Давайте послушаем пьесу и затем продолжим разговор. (Дети слушают пьесу «Черепахи») Что вы можете сказать об этой музыке? Какая она? (ответы детей: очень медленная, как будто стоит на месте) Вы очень верно подметили. Многократные повторения одних и тех же звуков передают медленные движения черепахи. Звучание виолончели- медленное и торжественное – рисует образ черепахи, которая напоминает нам очень древнюю, умную и рассудительную Тортилу из «Приключения Буратино» А.Толстого. (показ иллюстрации виолончели) Мелодия виолончели звучит в низком регистре плавно и неторопливо. Такой прием в музыке называется «легато» (связно). Слушая эту мелодию, можно представить неторопливый рассказ черепахи об ее жизни, в которой, видно, было немало интересных приключений. Давайте послушаем пьесу еще раз. (повторное слушание пьесы)
- А теперь немного развлечемся и поиграем со своим голосом. Голосовое упражнение по методу В.Емельянова «Ночная песенка филина») Споем ночную песенку филина. Песенка исполняется низким и таинственным звуком. Все гласные произносятся очень большим ртом. У Филина интонации пугающие, а у зверей трусливые. Главное, чтобы на звуке «У» голос филина звучал низко, а на «Ууух» - плавно поднимался снизу вверх, напоминая вой. Важную роль в этой игре занимают движения. Руки – это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, «пугает» зверей.
Ухал, охал, ахал филин: «У – ууух! У – ууух!»
Эхо слышалось в лесу: «У – ууух! У – ууух!»
Звери в страхе разбежались, «У – ууух! У – ууух!»
Песни Фили испугались «У – ууух! У – ууух!»
- Давайте вспомним песню «Любимый папа» и добавим в наше исполнение движения. Они придадут песне больше игривости и озорства. (дети поют песню и повторяют движения по показу).
- Сегодня мы познакомимся с новой песней «Мамин день» А.Арсентьева, М.Садовский. Скоро закончится зима и наступит новое время года – весна. И в самом начале весны мы отмечаем международный женский день 8 марта. Ваши мамы придут к нам на праздник, и мы подарим им эту песню. (слушание песни, разбор ее содержания, проговаривание текста песни в ритме музыки и подпевание. Дети осваивают мелодию и ритмический рисунок песни)
- Сегодня продолжим играть в игру «Звероловы и звери». Выберите себе новые роли, кем вы еще не были на прошлом занятии. Постарайтесь перевоплощаться в образы животных, точнее передавать их движения и повадки.
Занятие 6
Дети забегают на носочках «змейкой» за ведущим ребенком под музыку «Змейка» Щербачева. Пропевают за м.р. приветствие, повторяя мелодию в разных вариантах.
- Предлагаю начать с игры «Повтори ритмические формулы». (Дети хлопками повторяют заданные ритмические комбинации, чередующие разные последовательности длительностей )
- А сейчас встаньте парами по всему пространству зала. Мы будем знакомиться с новым танцем «Весенняя ламбада» и осваивать его движения. (дети осваивают исполнение новых танцевальных движений. Затем проходят на стульчики)
- Продолжаем знакомиться с новой музыкой Камиля Сен-Санса. Следующая пьеса – одно из лучших и самых известных сочинений композитора. Оно посвящено очень красивой птице. Отгадайте, какой:
Горделивый, белокрылый, он белее белых лилий.
Скользит бесшумно над водой. Шея выгнута дугой.
Им любуются всегда все на берегу пруда.
Любит плавать эта птица,
И плывет – точь-в-точь царица.
Величава, белоснежна, выгибает шею нежно. (Лебедь)(показ иллюстрации)
- Давайте будем слушать эту прекрасную музыку. (слушание пьесы «Лебедь») Что можете сказать о музыке? (ответы детей: очень красивая, плавная, нежная, грустная)
- Да, музыка передает плавность движений, красоту линий этой царственной птицы. Сен-Сансу удалось великолепно выразить ее характер – величественный, гордый и благородный, и вместе с тем он сумел передать и ее мягкое скольжение по гладкой поверхности воды. Теплый, «бархатный» тембр виолончели, исполняющий гибкую, певучую мелодию, выразительно звучит на фоне спокойного, покачивающегося аккомпанемента фортепиано, подражающего легкому плеску воды. Давайте еще раз будем слушать и смотреть видеоролик «Лебедь». (повторное слушание с видео)
- Еще при жизни Сен-Санса «Лебедь» обрел свою самостоятельную жизнь. Эта пьеса исполнялась музыкантами в концертах самостоятельным номером и всегда пользовалась огромным успехом у публики. На эту музыку выдающийся русский балетмейстер Михаил Фокин создал знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для великой русской балерины Анны Павловой. И другие балерины исполняли этот номер. Сейчас вы увидите фрагмент этого номера в исполнении великой балерины нашего времени Майи Плисецкой. (дети смотрят видео)
- Не забудьте пополнить нашу выставку новыми работами, используйте разные техники, проявите творчество в создании своих работ.
- На прошлом занятии вы познакомились с песней «Мамин день». Давайте ее вспомним и продолжим ее разучивать. (дети осваивают синкопированный ритм мелодии, учатся чисто интонировать, петь легко, естественным звуком).
- Послушайте вступление к знакомой вам песне и вспомните ее. (дети отгадывают вступление к песне «Любимый папа» и исполняют ее с движениями)
- Сегодня познакомимся с новой русской народной игрой «Ремешок». Пройдите в круг и сядьте на ковер на коленки. (дети знакомятся с правилами игры, запоминают и поют песню). После игры прощаются и уходят в группу.
Занятие 7
Дети знакомятся с праздничным построением: под маршевую музыку входят мальчики и становятся клином. Затем под «Вальс цветов» П.И.Чайковского входят девочки через центральную линию зала, выполняют реверанс и расходятся через одну в разные стороны к своему мальчику.
- После того, как вы скажете поздравительные слова для мам, должна прозвучать песня «Мамин день». Давайте ее вспомним и споем под музыку.(дети вспоминают мелодию, стараясь точно выдержать ее ритмический синкопированный рисунок, затем поют песню под музыкальную фонограмму). Затем проходят на стульчики.
- Сегодня Сен-Санс предлагает нам переместиться в необычный мир. Послушайте и отгадайте в какой.
Целый день снуют, толкутся эти крошки за стеклом:
То гурьбою соберутся, то плывут в воде гуськом.
Водоросли, как аллеи, дно песчаное светло,
Вот одна, других резвее, бьется боком о стекло.
Плавнички дрожат, трепещут, спинка выгнута дугой,
Чешуинки так и блещут у красавицы такой. (ответы детей)
Показ иллюстрации в альбоме.
- Это, конечно, подводное царство. Пьеса, которую мы сейчас послушаем, называется «Аквариум». (слушание пьесы) Расскажите ваше впечатление о музыке. (ответы детей: красивая, переливающаяся, нежная, высокая)
- Все верно. С первых звуков мы слышим красивейшие переливы прозрачных и холодных «водяных» красок. Такое струящееся, поистине волшебное звучание во многом создают высокие звенящие тембры необычных инструментов – это старинные челеста и фисгармония, флейта, скрипки и фортепиано. (показ иллюстраций инструментов) Слушая музыку, мы словно видим чудесную картину сверкающих разноцветных бликов на воде, отражение в ней солнечного света. Мелодия плавно скользит по соседним звукам. И каждый из них окутан прозрачным облачком пассажей и удвоен легким эхом. Музыка искрится и переливается всеми цветами радуги. Давайте будем еще раз слушать пьесу и смотреть видеоролик. (повторное слушание с видео)
- Сегодня мы познакомимся с новой песней «Наша бабушка». Давайте ее послушаем в исполнении детской вокальной группы. (слушание песни, подпевание)
- А сейчас мальчики пригласят девочек на танец «Весенняя ламбада». Продолжим осваивать движения. (дети осваивают и совершенствуют движения танца).
- Как обычно, в конце занятия приглашаю вас поиграть в игру «Ремешок».
|