Воскресенье, 01.26.2025, 10:36 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Анисимовой Натальи Николаевны 

Каталог статей

Главная » Статьи » Информация для родителей

"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях"

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От того, насколько наши дети будут здоровы и жизнерадостны, зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Именно поэтому здоровьесберегающие технологии в детском саду должны сопровождать любую образовательную деятельность.

И на музыкальных занятиях мы активно используем здоровьесберегающие технологии:(Вы видите их на слайде) дыхательные и артикуляционные гимнастики, пальчиковые и речевые игры, ритмопластику и динамические упражнения, музыкотерапию и игровой массаж.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

1.Валеологические песенки-распевки.

2.Дыхательная гимнастика.

3.Артикуляционная гимнастика.

4.Пальчиковые игры.

5.Музыкотерапия.

6.Игровой массаж.

7.Логоритмика.

8.Ритмопластика.

Валеологические песенки-распевки.

Хорошо начинать музыкальное занятие с валеологических песенок-распевок, («Здравствуй», «Я пою, хорошо пою», «Я иду!», «Просыпайтесь!» и др.) так как несложные, добрые тексты, плюс мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Например, валеологическая песенка-распевка «Доброе утро» включает в себя еще и оздоровительный массаж. Уважаемые коллеги, давайте споем ее вместе.

Доброе утро! Улыбнись скорее!

Разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу.

  • сегодня весь день будет веселее.

«Пружинка» с хлопками.

  • погладим лобик, носик и щечки.

Выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

Поочередные наклоны головы к плечам.

Разотрем ладошки сильнее, сильнее!

Движения по тексту.

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны.

Дыхательная гимнастика - это еще одна из форм здоровьесбережения.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений вы видите на слайде.

  • Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать продолжительность выдоха.
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох.)

В старшем дошкольном возрасте можно частично использовать методику А.Н. Стрельниковой. Упражнения рекомендуется проводить в 1-й половине занятия в течение 2-3 минут. Гимнастика Стрельниковой - единственная в мире дыхательная гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия. Вдох должен быть резким, шумным, коротким. Как пример, приведу упражнение «Обними плечи». Сначала настраиваю детей на упражнение:

Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю, носиком вдыхаю.

Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд, и снова выполнить это упражнение еще 3 раза.

Например, на занятии «В весеннем лесу» можно использовать комплекс дыхательных упражнений «Медвежата»:

Текст на слайде

Артикуляционная гимнастика.

На музыкальных занятиях мы часто наблюдаем, что некоторые дети не правильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. С данными трудностями помогут справиться упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, (укрепляют мышцы лица, губ, языка, способствуют их подвижности; растягивают подъязычную связку-уздечку), т.е. подготавливают к правильному произнесению звуков, слогов, целых слов.

Задачи артикуляционной гимнастики: (Вы видите на слайде)

  • Развивать певческие способности детей.
  • Формировать артикуляцию различных звуков.
  • Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.
  • Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности языка и губ.

В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Комплекс артикуляционных упражнений «Котик Рыжик в детском саду», применяемый на музыкальных занятиях вы также видите на слайде.

Котик Рыжик стал скучать –

  • с кем дома поиграть.

Дети зевают.

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти!

Улыбаются.

Рыжик лапки причесал,

«Протаскивают» язык между зубами вперед-назад.

Язычком их облизал,

Облизывают рот по часовой стрелке.

Влево-вправо потянулся

Сильно высовывают язык то вправо, то влево.

  • конечно, улыбнулся.

Улыбаются.

Мяу! Мяу! Малыши!

Хлопают в ладоши.

Веселимся от души!

Мы достанем с верхней полки

Тянут кончик языка вверх к носу.

Наш веселый, звонкий мяч.

Покатаем мяч по полю,

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «Мячики».

А потом помчимся вскачь!

Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.

Круглый обруч мы возьмем

Округляют рот, словно произнося букву «о».

И крутить его начнем.

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!

  • язык, затем быстро его прячут за зубы несколько раз.

Рыжик целый день играл,

  • к вечеру устал.

Дети потягиваются.

Дома на кроватке

  • котенок сладко.

Дети кладут голову на сложенные ладошки.

Вспомним самые простые артикуляционные упражнения: «Дудочка»-вытянуть губы вперед длинной трубочкой; «Лошадка»-щелкать язычком, растягивая подъязычную связку-уздечку; «Зайчик»- приподнимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы; «Очень вкусно!»-круговое облизывание губ, развивающее подвижность языка.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.

Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Приведем пример пальчиковой игры «Помощники», которую мы проводим с малышами.

 

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду.

Это эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыкотерапию Минздрав РФ признало официальным методом лечения еще в 2003 г. Необходимо в течение дня создать такое музыкальное сопровождение, которое способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка – это лекарство, которое слушают.

Музыкотерапию мы часто используем в заключительных упражнениях на релаксацию или как элементы тематических занятий. Например, в занятии с малышами на тему : «Колыбельные песни» используем р.н. попевку

Ой, люли-люшеньки,

Кладут руку на руку

Баиньки-баюшеньки...

и покачивают ими.

Сладко спи по ночам

Да расти по часам.

Поднимают руки вверх.

Игра на релаксацию:

Музыкальный руководитель говорит детям: Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем.

В это время дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание спокойной музыки. Потом садятся, потягиваются, рассказывают свой сон, встают и спокойно выходят из зала.

 

Игровой массаж также можно включать в музыкальные занятия. И взрослым, и детям нравится массаж. Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу и другим органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, тонизирует центральную нервную систему. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Приведем пример игрового массажа «Били лен»: дети стоят «паровозиком»

Били лен, били,

Стучат друг другу кулачками по спине

Топили, топили,

Растирают ладонями.

Колотили, колотили,

Шлепают ладошками.

Мяли, мяли,

Разминают пальцами.

Трепали, трепали,

Трясут за плечи.

Белы скатерти ткали,

«Чертят» по спине ребрами ладоней.

  • столы накрывали.

Поглаживают ладонями.

Логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова.

Задачи:

  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Формировать правильное дыхание.
  • Развивать способности ориентироваться в пространстве.
  • Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
  • Развивать фонематический слух.
  • Формировать навыки релаксации.
  • Развивать и корректировать музыкально-ритмические движения.

 

Речевые игры.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Они позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Идея использования речи в музыкальном воспитании принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.

Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Задачи: (На слайде)

  • Развивать музыкальные и творческие способности детей;
  • Формировать представления о форме и структуре музыкального произведения;
  • Развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматически строй;
  • Улучшать дикцию детей;
  • Совершенствовать умение выразительно передавать настроение и характер персонажа;
  • Укреплять голосовой аппарат;
  • Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.

Для верхних дыхательных путей используем комплекс профилактических упражнений «Паровоз привез нас в лес»:

Паровоз привез нас в лес:

Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

  • полным-полно чудес.

Удивленно произносить «М-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Вот идет сердитый еж:

Низко наклониться, обхватив руками грудь, - свернувшийся в клубок ежик

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф.

  • же носик? Не поймешь.

Звук и взгляд направлять соответственно тексту.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела

Детям меда принесла: З-з-з, з-з-з!

Укрепление связок гортани, профилактика храпа.

Села нам на локоток: з-з-з, з-з-з!

Полетела на носок: з-з-з! З-з-з!

Пчелу ослик испугал: - Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал: - Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят,

Медленная ходьба, руки-«крылья» поднимать на вдохе, опускать со звуком.

Гуси ослику гудят:

-Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать,

Дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.

  • и сладко позевать.

 

Организованная нами система внедрения здоровьесберегающих мероприятий на музыкальных занятиях подтверждает, что особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

 

Категория: Информация для родителей | Добавил: anisimova_nat (10.09.2019)
Просмотров: 292 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0